Король Артур уже не один десяток лет вдохновляет режиссеров и продюсеров на создание новых прочтений жизни легендарного предводителя бриттов, рыцарей Круглого стола и прочих мерлинов и гвиневр. На этот раз перед соблазном рассказать свою историю не устоял заслуженный Гай Ричи Соединенного королевства Великобритании. |
Средние века. Артуру, будущему королю Британии, было совсем мало лет, когда он потерял обоих родителей, чудом выжил и нашел приют в одном из домов терпимости Лондиниума. Годы шли, Артур рос, мужал, обзаводился друзьями и шрамами, постепенно забывая о своем происхождении. Однако король Вортигерн, захвативший власть при помощи черной магии, знал, что к нему в любой момент может прийти законный правитель Британии. Он повелел своим солдатам согнать всех мужчин страны к мечу Эскалибуру, который торчал из огромного валуна. Мол, кому удастся вытащить легендарный меч, тот и окажется угрозой тоталитарной монархии. Однако Артуру была малоинтересна политика и все, что с ней связано. До поры до времени…
Главные роли в «Мече короля Артура» исполнили Чарли Ханнэм («Сыны анархии») и Джуд Лоу. На втором плане — Джимон Хонсу («Стражи Галактики»), Эрик Бана («Троя») и Эйдан Гиллен («Игра престолов»).
Прежде чем приступить к препарированию новой ленты Гая Ричи, напомним, что в карьере этого постановщика было два периода. Первый подарил миру талантливого художника-хулигана, который снял потрясающие «Карты, деньги, два ствола», «Большой куш» и т.д. А во втором, который стартовал с «Шерлока Холмса», Ричи пустился во все блокбастерные тяжкие. И «Меч короля Артура» не стал возвращением к истокам.
Безусловно, почерк Ричи угадывается сразу: налеты камеры сверху, клиповый монтаж, стоп-кадры, флэшбеки, rig-эффекты. А позиционирование молодого Артура как предводителя почти преступной группировки — однозначный привет пронырливым бандитам из первых фильмов режиссера. Атмосфера фильма тоже стремится к пятидесяти оттенкам мрачности — Ричи старается навести в кадре столько грязи, сколько может уместиться в PG-13. Правда, после выхода исторических и фэнтези-сериалов, в которых правят бал все прелести «взрослого» рейтинга, это вызывает определенные вопросы. Но на фоне предыдущей ленты Ричи, залитых солнцем и глянцем «Агентов А.Н.К.Л.», серая палитра смотрится выигрышно.
Не обошелся «Меч» и без фирменного юмора Ричи. Причем это касается не только диалогов. Тут есть и воспитанник борделя, ставший королем, и Дэвид Бэкхем в качестве командира стражников, и школа кунг-фу, которого во времена Артура еще не было в Европе, и множество забавных гэгов на тему генетического кода под магическим соусом.
Из актерского состава следует выделить Джуда Лоу и Эйдана Гиллана. Лоу в роли антагониста смотрится превосходно: чуть ли не главным конфликтом картины стали именно внутренние противоречия этого героя. Он не просто идет к намеченной цели, сметая с пути всех, кто может ему в этом помешать, — он заключает сделки со своей совестью и безумно страдает от сделанного выбора. К слову, моменты заключения этих сделок Ричи показывает достаточно символично: он прибегает к помощи осьминога — символа адских врат у кельтов. Что касается Эйдана Гиллана, он настолько вжился в образ, что во взглядах, словах и движениях его героя глубины намного больше, чем, кажется, было прописано в сценарии. Это впечатление появляется после первой же сцены с его участием и не отпускает до финальных титров.
Масштабные батальные сцены в «Мече», хоть их и не так много, перенасыщены CG-эффектами. Когда же начинаются эпизоды, в которых на помощь Артуру приходит его меч Эскалибур, тут Ричи расходится не на шутку. Не будет преувеличением заявить, что в такой трактовке боевые сцены еще никто не показывал. Дело в том, что название меча отсылает к валлийскому слову сaledfwlch, комбинации слов caled («сражение») и bwlch («нарушать целостность»). Ричи решил показать, как он видит нарушение целостности материи в момент сражения. Вкупе с динамичной и жесткой музыкой Дэниэла Пембертона получилось очень эффектно.
Отдельного упоминания заслуживает целый ворох тем, которые поднимает режиссер. Центральной становится тема власти и жертв, приносимых ради нее. Вот только концентрирует внимание Ричи именно на том, что алтарь у каждого свой. Кто-то по своей прихоти жертвует всем ради достижения поставленной цели, у кого-то обстоятельства отбирают многое, убивая желание остаться в стороне. Там, где один действовал сам, второго вынудили. То, что для одного — следствие, для другого причина. Для одного цель оправдывает средства, для другого обстоятельства определяют цель. А где цель, там и мотивация.
О мотивации. Вот с этого ракурса фильм сильно штормит, ибо глубоко мотивация проработана только у персонажа Лоу. Что касается титульного героя, то там все куда менее сбалансировано и очень противоречиво. Легенды знакомят нас с Артуром — прирожденным королем, который разбил саксов, спас множество прекрасных дам и вообще натворил немало хороших дел. Фильм Ричи представляет героя, который на героя никак не тянет. Он — постоянная жертва обстоятельств. Они заставляя его менять точку зрения и цели несколько раз за фильм. Авторы поначалу заявляют Артура как несгибаемого и волевого человека, однако по мере развития сюжета он становится слишком эмоциональным, а порой и просто глуповатым. Он излишне драматичен, когда этого совершенно не требуется, и много красуется. Понятное дело, жанр блокбастера часто идет на определенные жертвы ради красного словца, но в итоге образ предводителя и будущего монарха складывается не самый привлекательный.
Вина Гая Ричи еще и в том, что, создавая Артура, он зачем-то воспользовался своими же конспектами со съемок «Шерлока Холмса». Два диаметрально противоположных героя созданы схожими путями. Но если истории, в которых оказывался герой Роберта Дауни-мл., удачно гармонировали с сыщиком-эгоистом, то история Артура серьезно конфликтует с его характером, целями и идеалами. Добавляет в копилку разочарований и «деревянный» Чарли Ханнэм, что особенно странно после «Сынов анархии» и недавнего «Затерянного города Z». В этот раз актеру никак не удается нащупать то, за что его героя зритель может полюбить. И вроде бы номинально на месте все компоненты, которые заставляют проникаться сочувствием, но отклика в душе все равно нет. Герой Лоу вызывает куда больше эмоций, а порой и сопереживания.